В первые весенние праздники я посетила в г.Самаре Всероссийский фестиваль песочной анимации «Мир на ладошках» в качестве руководителя арт-студии «Песочная планета» (Кризисный центр «Доверие» при Владимирском женском монастыре). География фестиваля достаточно обширна — это Екатеринбург, Москва, Рязань, Чайковский, Самара, Заречный, Димитровград, Стерлитамак, Копейск, Вязники. В России это был первый детский фестиваль такого формата и с участием детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организатором фестиваля является руководитель детского театра песочной анимации «Песочница» Екатерина Токарева (г.Самара). Два дня и взрослые, и дети были просто увлечены дружеской и творческой атмосферой этого праздника! Каждая детская работа, каждое выступление – это отдельная история, отдельная сказка, отдельный спектакль. Очень тронуло выступление ребят с ограниченными возможностями здоровья и, особо трогательно было видеть тепло, внимание и заботу со стороны их педагогов, команды и всех участников фестиваля.
Хочу отметить, что песочная анимация — это достаточно молодое направление в России, но набирающее опыт и распространение. Песочная анимация — рисование песком на световых столах динамических рисунков, можно сказать, что песочная анимация – это игра света и тени. Художественным средством для создания картин является мелкий кварцевый песок, при этом весь процесс фиксируется видеокамерой и проецируется на большой экран.
В первый фестивальный день на световых столах под руками юных художников появлялись и животный мир из детских мультфильмов, и пейзажи, и прогулка по родному городу, и сказочные сюжеты про медвежонка и ежика, реалистичные картины по мотивам собственных сочинений. Наблюдая за работой ребят и их песочными сюжетами, я каждый раз убеждалась в том, что у песка нет границ, так же нет границ и предела творческим возможностям детей и педагогов.
Рисование песком приносит детям не только радость и удовольствие, но и огромную пользу. При взаимодействии с песчинками у детей развивается мелкая моторика рук, улучшается деятельность левого и правого полушария головного мозга, что положительно влияет на развитие речи и пространственной ориентации, на развитие координации движений. Процесс взаимодействия с песком развивает детскую фантазию, образное мышление и творческие способности ребенка. Это очень увлекательный процесс и, как следствие, дети продолжительное время могут увлеченно взаимодействовать с песком. Они радуются и восхищаются, удивляются и выражают массу положительных эмоций, что гармонизирует их настроение и эмоциональное состояние.
На мастер-классе для педагогов состоялась интересная беседа с мастером песочной анимации и председателем жюри, Александрой Заболовской (г. Екатеринбург). Для себя я узнала, как создаются рисунки в динамике, о тонких моментах при подборе музыки к основному сюжету песочного ролика. Это целое искусство, это море фантазий и идей! Все педагоги отметили и другую положительную сторону песочной анимации — это приобщение детей к музыке, культуре и искусству.
Во второй день фестиваля было много сюрпризов! Жюри разделили всех участников на четыре группы, и педагогам, которые приехали на фестиваль без детских команд, предложили возглавить и поддержать каждую группу ребят. Мне по жребию достались «желтенькие» и следовало выполнить динамический рисунок на тему «Серый волк и семеро козлят невидимок»! Для начала мы искали ассоциации к слову «невидимка» и легко вспомнили сюжет сказки.
Ребята не растерялись и решили спрятать козлят на рисунке так, чтоб было видно только семь пар рожек. Дружно и уверенно дети сделали песочные наброски и подумали о трансформации рисунка и уже без меня представили работу на сцене! Жаль, но пришло время возвращаться домой! На душе и в сердце осталось теплое и радостное чувство от общения с яркими, творческими и энергичными людьми! Я уверена, что вместе с моими воспитанниками мы сможем воплотить все песочные проекты и задумки!
Руководитель арт-студии
«Песочная планета»
Любовь Шарова